Юлия Кондратенко

О том, что играть в детстве важнее, чем есть

Первоисточник: Andreas Berghanel, Oliver Schulke and Julia Ostner. Locomotor play drives motor skill acquisition at the expense of growth: A life history trade-off // Science Advances. 14 Aug 2015. V. 1. No. 7. P. e1500451. Doi: 10.1126/sciadv.1500451.

Принято считать, что играют только те животные, у которых достаточно ресурсов на более утилитарные нужды — питание, рост, защиту территории. Однако новые данные, полученные немецкими натуралистами, говорят, что игры у некоторых животных могут располагаться ближе к фундаменту пирамиды ценностей.

...Чтобы дольше играть, животные отказывались не от поисков и потребления пищи, а от отдыха. Поэтому задержку в росте нельзя списать на недостаток питания тех животных, которые слишком увлекались играми; рост замедлялся именно из-за траты сил на саму игру.

...Чем больше времени детеныши макак проводили играя и чем активнее были игры, тем быстрее у них развивались новые моторные навыки. И поскольку навыки, которые выделили ученые, появлялись у животных после того, как они начинали играть, можно заключить, что именно активные игры послужили причиной ускоренного развития навыков у тех, кто много играл, а не наоборот.

...Интересно, что детеныши не переставали играть даже в тяжелые времена, когда фруктов было мало, хотя недостаток пищи дополнительно замедлял их рост. Получается, что игры у молодых макак — важная статья энергетических расходов и что животные играют не только тогда, когда у них достаточно ресурсов. А когда энергии на все не хватает, животные даже жертвуют скоростью роста ради игр. Такое поведение могло закрепиться, только если игры в итоге оказываются для животных полезными.

...Детство у приматов очень долгое. Часто пишут, что оно необходимо для развития большого мозга и приобретения сложных навыков, но до сих пор было не совсем понятно, почему эти процессы должны быть сопряжены с таким медленным ростом. Новые данные предлагают один из механизмов, который может связывать развитие важных навыков со скоростью роста: через игры — дорогое, но важное удовольствие.

Последние изменения: 9 сентября 2015

Поделиться
Отправить