Главная лекторочья тайна

Каждый год я начинаю очередной лекционный сезон. Определяю десяток городов, открываю продажу билетов, и затем мне остается только прилететь к назначенному часу, выйти к залу людей и начать рассказ о том, что я считаю нужным и полезным.

Я назначил проведение самой первой лекции, когда у меня в голове внезапно начал набухать материал. Ну типа как каша в горшке, и заклинание «горшочек, не вари» че-то не работало. Из меня перли все новые мысли, умозаключения и открытия, и надо было их куда-то выговаривать.

Я тогда совсем не умел понимать, что стоит включать в лекцию, а что — нет. По ночам метался по кухне, писал тезисы на салфетках и обрывках бумажного скотча, раскладывал их на полу и выклеивал на стене. У меня не было редактора, который бы помог. Не было понимания, как что должно быть устроено. Зато была куча страхов: я ужасно боялся потерять на публике зубной протез (не потерял), проспать на самолет (не проспал), устроить посредственную лекцию (этого было навалом), усыпить людей (и этого) или сказать че-нить не то (а это случилось раз сто).

Когда прошла первая лекция, я был готов сгореть от стыда. Сейчас пришел опыт: страхи обосраться никуда не делись, просто сверху на них лежит гора из попыток сделать хорошо, так что теперь у меня есть спасительные рецепты. Я представляю, каким способом надо редактировать лекцию так, чтобы она не звучала фальшиво. Как научиться определять, когда остановиться. Как не дать слушателям уснуть. Как-таки нащупать ускользавшую от тебя полгода мысль и переписать все за четверть часа перед началом. Как сбацать внятный анонс. По каким признакам понять, что время шутить. С какой интонацией сообщать организаторам, что мне не нравится расстановка нескольких сотен стульев в зале. Как ободрять робких спрашивателей, мягко закруглять зануд. И еще несколько десятков методов, помогающих делать лучше.

Но текст — не про рецепты достижения успехов и удач: меня, если честно, заебали тексты про успех и удачу. Я вообще считаю, что вера в чтение книжек чужих рецептов мешает открывать свои.

Потому главный рецепт — не про успех, а про отрезвление. Он до дебильного прост и неумолим: от твоих способностей и твоего мнения о своем мастерстве и прошедшем рассказе ничего не зависит. Просто назначь следующую лекцию и продавай билеты.

Не понимаешь, как скомпоновать материал? Назначь следующую лекцию и продавай билеты. Кажется, что звучало фальшиво? Назначь следующую лекцию и продавай билеты. Неудачно шутил? Назначь. Следующую. Лекцию. И. Продавай. Билеты.

Лектора делают максимально хорошим лектором не чувство юмора на старте, не навык структурного мышления, и не знание секретов редактуры, а только повторы. Ты никакой лектор и тебе не нравится то, что ты делаешь? Раз: назначь лекцию и продавай билеты, два: потом уже иди думай, как сделать лучше.

Прокачка работает независимо от того, что ты там понял о своих умениях. Даже если ты думаешь, что все говно, то техника неумолимо растет. Увы, она не зависит от тебя. К счастью, она зависит лишь от того, делаешь ли ты полноценные повторы.

И лучше рецепта «Назначь следующую лекцию и продавай билеты» есть только один рецепт.

Назначь десять лекций сразу. И продавай билеты.

соль поиск внутренней опоры

Главная лекторочья тайна

Запись добавлена в «Соль» 15 февраля 2017 под номером 90