Чувствительных мелочей полно в любом деле, но иногда их становится настолько много, что лучшая стратегия — не тратиться на обсуждение. Адекватные, взрослые люди наливают чаю, идут в переговорку, усаживаются вокруг стола и отправляют стол в длинный круиз вдоль Списка вопросов для обсуждения. К последнему пункту вроде обо всем поговорили, можно сходить на берег, все молодцы, за работу. И бац — через неделю оказывается, что все-таки все пошло не туда: самое важное не обсудили. Потому что обсуждали Детали, Требующие Внимания.
Человеческое внимание — как топливо разговора: если оно кончается, обсуждение тонет. Эволюция поддержала внутри нас механизм, спасающий от долгих переговоров: племена, обсуждавшие у костра проекты каждый день по двенадцать часов, просто сдохли. Мозг оставшихся на планете людей отключается через час-полтора концентрации: думание головой — очень затратная операция. У каких бы трепещущих мелочей ни задерживался переговорный стол, однажды керосин волшебного внимания кончается и все присутствующие идут ко дну вместе с пачкой бумаги и стаканчиком, набитым ручками и ножницами.
— Коллеги, мы че-то утонули, давайте продолжим наш выматывающий круиз в следующий вторник. Вика, напишите всем отчет о встрече, а то мы тут говорили о настолько серьезных вещах, что их уже все забыли. И да, все, подготовьтесь – напишите новый список.
Совсем катастрофа, если в плавании меж деталей пришел поучаствовать какой-нибудь Беспокойный Чувак: вам конец. Мысль его не может проплыть спокойно мимо чего бы то ни было: эволюция одобряет умение чутко реагировать на каждый шорох. Двести тысяч предков чувака спасались таким образом от настоящих и мнимых опасностей и умирали не в кустах в зубах тигра, а в постели (окруженные вечными страхами и детьми-неврастениками). Будьте уверены, он потаранит обсуждение обо все айсберги.
Причем вы уже обессилете, а наш герой все еще будет готов плыть дальше: запас внимательности у него пополняется из подтекающего баллона тревожно-адреналиновой химии. (Я, кстати, из таких ребят, и уже несколько лет пытаюсь научиться закручивать подтекающую крышку адреналинового баллона.)
Приемы, слегка продлевающие концентрацию, есть, но они не очень круто работают. Слегка воодушевить сонных столовых пловцов призваны анекдоты-прибаутки и веселые случаи из жизни; правда, они отвлекают от темы. Бывает пятиминутный перерыв милосердия; также в некоторых компаниях практикуется раздурманивающий перекур; а еще можно сходить поесть, но потом совсем грустно возвращаться к теме, которая пилит твой мозг уже пятый час. Особняком стоят юристы, но не стоит размахивать ими в воздухе (даже если очень хочется): они могут торчать за столом часами лишь потому, что десятилетиями учатся спать с открытыми нестекленеющими на вид глазами. Подозреваю, что концентрирующие внимание списки придумали тоже они (другие кандидаты — политики: те умение мусолить псевдоважное тоже точат десятилетиями). Но в конечном итоге, если вы из маглов, а разговор муторный, долго вы не протянете.
Всякая деталь, требующая внимания, неизбежно отнимает свою часть внимания. Обсуди каждую — и сдохнешь.
Но есть, есть классный способ отправить стол к цели, к сути происходящего. Он противоречит устройству обычного думанья, поэтому неподвластен большинству необученных сырых людей, и сложен — требует знания особой техники.
Надо не причаливать к деталям, а обсуждать только Самое Важное, как если бы топлива у вас было лишь на пять минут и требуется прибыть в порт любой ценой. Работают вынесение стульев из переговорки, разговор стоя, ограничение времени (прости-прости-пора-бежать), обсуждение деталей в почте (письменное формулирование мыслей прокачивает искусство формулирования на порядок круче устного). Все техники быстрых планерок — про это: у нас нет времени, давайте сформулируем самое главное, а про остальное пишите письма.
В этот момент тревожноожиданцы обижаются и переживают — Требующие Внимания Детали остаются из-за этого вашего Самогоглавного необсужденными. Но можно забить: эти ребята переживают всегда и за все, и их опасения — просто зов тела.