Хроника: 2016, неделя 19

Радиационный дизайн

Разговаривали с дизайнером-долгожителем N. про моральную сторону работы дизайнера. Речь зашла о том, есть ли такие случаи, когда нужно отказываться от заказа и N. предложил такой принцип: если объект дизайна разрабатывается для причинения страданий и вреда (например, оружие), то нужно отказываться, а задачи, например, самообороны нужно стараться решать другими методами.

Естественно, дошли до эсктремальщины и оказалось, что в случае, когда N. надо будеть выживать за счет других, он предполагает, что на это не пойдет и смирится с судьбой.

* * *

Что делать дизайнеру, когда он сталкивается с сомнительными заказчиками со странным прошлым? Брать ли деньги, которые могут оказаться грязными (не точно «грязные», а «могут оказаться»)?

Я думаю, что все деньги кровавы по определению — как и сейчас, так и много лет назад люди не останавливаются перед тем, чтобы сделать друг другу больно, лишь бы получить лишние полкилограмма купюр.

Не вижу особого смысла в том, чтобы устраивать солженицевщину и стараться Не Иметь Никакой Связи Со Злом: это имеет практически очень малый выхлоп — про заказчика можно прочитать слухов в интернете и слиться, но ты все равно не можешь знать, что, например, улыбающийся тебе днем магазинный продавец не превращается в ночного подвального маньяка. Механизмы уменьшения насилия работают (пусть потихонечку, пусть медленно, но работают) — и ты можешь поддерживать их и работать на них, но превращаться в гуд-веган-хонест-шизу и подходить к людям с точки зрения презумпции виновности неправильно.

Наверное, хороший принцип — если ты видишь, что вещь, которую ты проектируешь, задумана по-чесноку не для принесения вреда, то спокойно ее делай. В конце концов, возьми деньги у потенциальных злодеев и сделай мир лучше, че рефлексировать-то.

хроника соль

304

Радиационный дизайн

Запись добавлена в «Соль» 14 мая 2016 под номером 76