Цветные навигационные чуваки, или Люди-батарейки

Один из интересных вопросов навигационного дизайна — где следует разместить указатель: тут или вон за тем поворотом. (Естественно, это актуально в условиях, когда нельзя засрать все пространство указателями и тут, и за поворотом, и надо выбирать). Чтобы голова не пухла каждый раз от рассуждений (поворотов обычно много и у каждого устанешь рассуждать), пригодится какая-нибудь приближенная модель, помогающая разобраться и быстро принимать решения.

Вот, например, полезная в хозяйстве модель цветных навигационных чуваков (они же люди-батарейки).

Представим себе, что всю толпу людей, которая ходит по вверенному вам для засирания указателями району, можно покрасить в разные цвета. Всех пассажиров, идущих, например, налево к автовокзалу, мысленно покрасим в фиолетовый цвет. А всех, направляющихся направо на пересадку, например, мысленно покрасим в зеленый. Как мы увидим ниже, навигационным дизайнерам жилось бы гораздо проще, если бы можно было бы красить пассажиров из пульверизатора на самом деле, но увы, нужды навигационных дизайнеров не волнуют общество настолько, чтобы оно шло на такие жертвы, и поэтому мы будем красить людей в воображении.

Вот, к примеру, зеленый чувак:

Он застыл с чемоданом, потому что мы выдернули его из навигационного пространства и поместили в белое поле без указателей. Ему надо к зеленой цели, но он не знает, куда идти. Можно, конечно, пойти направо, но он не уверен, приведет ли это его к цели.

Такую вот неуверенность, когда человек встает и замирает, можно обозначить как нулевой заряд. И прямо сейчас в зеленом навигационном чуваке-батарейке кончилось навигационное электричество.

Но как только мы покажем парню указатель зеленого цвета — бац, и он отправляется в путь. Заряд появился:

(Напомним, что в реальном мире зеленый указатель — это, например, черный указатель с надписью «На пересадку»: мы используем в рассуждениях зеленую краску лишь для того, чтобы легче было об этом рассуждать и не ломать язык. Можно говорить «пассажиры пересадочного цвета», или «люди-автобусники», или там «библиотекари-имени-Ленина» — для модели это не важно, и поэтому выбран какой-то случайный цвет).

Обратим внимание на то, что навигационный заряд дает не только стрелка своего цвета. Указателем может быть на первый взгляд странная вещь. Например, другой человек, который движется уверенно, может придать навигационного заряда:

(Именно так в московском метро пассажиры ходят за сокращающими путь пассажирами, невзирая на любые запретительные знаки.)

Например, указателем может быть кто-то, кто явно не нашего цвета:

(Например, мы ищем выход из-под земли на улицу и уверенно движемся напротив потока пассажиров в мокрой уличной одежде. Или, например, мы ищем вход в гардероб, и ориентируемся по людям в смокингах (они разделись) и в плащах (эти еще нет). Люди разного цвета в нацигационной модели — стайки школьников и учителя, полицейские и террористы, мужчины и женщины у туалетов.)

Указателем нашего направления может быть — сюрприз — указатель на другое направление:

(Если мы раньше узнали, что направления тут может быть только два, то мы уверенно будем двигаться против чужих указателей.)

Указателем, дающим уверенность, может быть, кстати, не только картинка или человек, но даже и шум:

(Например, когда мы идем с дачи к путям пригородных электричек, мы легко ориентируемся по звуку. Или, например, улицы городов, по которым идет оживленное автомобильное движение — источник сильного гула шин.)

Эти примеры — примеры указателей, которые дают навигационную уверенность. Но есть места, которые ее отбирают.

Развилка без указателя, людей и шума — и наш чувак встал:

Заметим, что пассажиру гораздо легче выжить на перекрестке, если один из путей помечен, пусть даже и не своим цветом:

Еще один способ отобрать уверенность: долго не давать человеку указателя. Например, отправить его по длинному коридору минут на десять, и пассажир начнет испытывать ощутимый дискомфорт. Повторим картинку того, как он начнет сомневаться:

Это — частая ситуация в длинных переходах метро без указателей; там спасает поток других пассажиров, но он прекращается ближе к ночи, и можно легко ощутить чувство безнадежности и стараться найти кого-то, у кого можно спросить дорогу.

Или, например, вот еще одна неприятная ситуация — когда человеку-батарейке попадается на пути указатель не своего цвета:

Этот пример говорит нам, что нельзя подписывать только одну цель из двух, лежащих впереди — надо указать обе.

В целом, модель цветных навигационных чуваков-батареек хорошо отражает реальность и позволяет достаточно быстро рассчитывать, пора уже размещать указатель на пути у людей, или еще нет, даже без испытаний. Достаточно представлять теорию и уметь испытывать дискомфорт.

соль восприятие пространства дизайн навигация люди-батарейки

Цветные навигационные чуваки, или Люди-батарейки

Запись добавлена в «Соль» 2 января 2015 под номером 74