Дмитрий Рогозин

Пять книг о либерализации старения

…Во-первых, последние два десятилетия доминируют медицинские и биологические интерпретации старшего возраста, именно в этих науках удалось сохранить прирост знания, сформировать корпус опровержимых теорий (по Попперу). Во-вторых, акцент на медицинских интерпретациях и техногенном способе их преодоления привел к возникновению и мощному развитию критического направления, ставящего во главу угла социальные нормы, привычки и отношения. Социальная теория старения все больше напоминает критику медикализации, или физиологической стигматизации старшего поколения. В-третьих, отдавая отчет в огромном потенциале, заложенном в социальном понимании третьего и четвертого возрастов, ведущие исследователи констатируют чрезвычайную слабость и противоречивость теоретического аппарата, разрабатываемого гуманитариями. Так Малкольм Джонсон, редактор сборника, отмечает, что в геронтологических проектах доминируют генерализации полевых исследований, опросы и замеры социальной политики, интервью и этнографические описания повседневной жизни пожилых. Теоретические же описания зачастую настолько безыскусны и неэвристичны, что у многих исследователей возникает желание вовсе от них отказаться…

* * *

Отец-основатель бихевиоризма, гранд-теории шестидесятых, организатор школы экспериментальной психологии 80-ти летний Беррес Фредерик Скиннер с коллегой предлагает практические рекомендации, как чувствовать себя свободным и счастливым в старшем возрасте. Несмотря на прагматическую ориентацию книги и позиционирование ее в качестве пособия по активному старению, в ней прослеживается теоретическое и аналитическое осмысление старшего возраста, концептуализируется позиция открытого и критически настроенного взгляда на изучаемый феномен. Пожилой человек рассматривается авторами одновременно как активный субъект, ответственный за собственную жизнь, так и как объект пристального анализа исследователей, несущий в себе все черты и особенности живого организма.

* * *

В первую очередь это освобождение старшего возраста от накопленных за столетие стереотипов, отказ от тотальной техногенной перспективы, опирающейся на медицинские диагнозы, открытие новых идентичностей, основанных на прожитых годах, опыте, недоступном в более раннем возрасте. В качестве парадоксальных для традиционного сознания примеров Дж. Винсент пишет об освобождении от гендерных стереотипов по причине завершения фертильного возраста, укоренению самостоятельности и практик самореализации через освобождение от диктата постоянного найма, переосмысление роли семьи и младших поколений как дистанцирование от материальных проблем, связанных с воспитанием и устройством уже выросших детей. Другими словами, старший возраст по Дж. Винсенту, как и любой другой, это период неограниченных возможностей, основных барьером для реализации которых выступают укорененные в обществе стереотипы, а не естественные и неизбежные физиологические признаки старшего возраста.

Последние изменения: 6 сентября 2015

Поделиться
Отправить